Розничная торговля, возможно, одна из тех отраслей, которые пострадали от пандемии коронавируса больше всего. Масштабы бедствия будут видны в ближайших финансовых отчётах крупных ритейлеров по всему миру, но куда красноречивее и так и не открывшиеся непродовольственные магазины. Прозвучавшие недавно прогнозы о том, что в Москве (как минимум) снесут энное количество крупных торговых центров, тоже говорит о многом.
Банкротствами и закрытиями, однако, перемены не ограничиваются. В период карантинных мер - или "самоизоляции", если мы говорим про РФ, - произошло существенное переформатирование работы розничной торговли. Вынужденный акцент на удалённое обслуживание привёл к радикальному росту спроса на электронную коммерцию и курьерские доставки - и это наиболее зримый результат этих процессов.
С другой стороны, коронавирусный кризис ускорил уже протекавшие процессы цифровизации розницы. Многие из них начались задолго до обнаружения COVID-19, хотя приходится констатировать, что кризисная ситуация в российском ритейле наблюдается уже шестой год - просто в силу состояния экономики. В 2019 году на конференции Retail Day руководитель аналитической группы РБК Инга Микаелян рассказывала, что за последние 5 лет доходы населения упали на 11%, а цены выросли на 42%; "классическая" торговля упала на 14%.
Но на фоне этого заметный рост показала электронная коммерция: по состоянию на середину 2019 года она составляла 4% в общем объёме российской розницы. 64% сетевых фэшн-ритейлеров обзавелись собственными интернет-магазинами, кроме того, весьма существенный прирост показывали сети-агрегаторы, такие как Wildberries или Lamoda. У других крупнейших традиционных ритейлеров уже в прошлом году онлайн-продажи перевалили за 15%, а "Петровича", например, достигли 40%.
Дистанционная торговля - это, в большинстве случаев, сайт и официальное мобильное приложение, которые предлагают пользователям весьма широкий - в идеале - набор возможностей для работы с онлайн-витриной, включая голосовой поиск, механизмы подбора рекламных предложений в соответствии с профилем пользователя (тут в игру вступает аналитика "больших данных"), а также возможности задавать временной интервал доставки и отслеживание курьера. Далеко не все в состоянии предложить весь диапазон таких возможностей, но у тех, кто их реализовал (например, "Утконос"), выручка в условиях пандемии начала ощутимо расти.
И если в прошлом году прогнозировалось, что коэффициент прироста онлайн-торговли составит 4-5 раз за 10 лет, то пандемия, судя по всему, резко ускорит переход к онлайн-формату. Уже ускорил, на самом деле.
В самом начале периода самоизоляции произошёл резкий скачок спроса на разные продукты - пищевые и непищевые, от холодильников до игровых приставок и секс-игрушек. Но за этим последовало значительное - 30% - падение потребительской активности.
Вдобавок распоряжением властей были закрыты все офлайновые магазины, торгующие товарами, не относящимися к категории "первой необходимости" - то есть, непродовольственным ритейлерам пришлось либо закрываться на неопределённый срок (без гарантий открыться заново), либо оперативно осваивать работу через интернет и доставку на дом - в первую очередь, "бесконтактную", когда взаимодействие курьера, доставляющего товар, и покупателя сводится к абсолютному минимуму.
Запрос на минимизацию контактов сказался и на продовольственной рознице: на днях VC.ru заявил, что 94% персонала X5 Retail Group ("Пятёрочка", "Перекрёсток", "Карусель") работают удалённо. При этом X5 ещё несколько лет назад начали экспериментировать с магазинами самообслуживания, с автоматизированными кассами. Также компания использует системы обработки больших данных и машинного обучения для автоматического контроля наполненности полок и мониторинга свежести овощей и фруктов - для этого используются, естественно, и видеокамеры.
В мае X5 объявили, что будут обучать персонал "Перекрёстков" в виртуальной реальности - то есть, без необходимости контактировать друг с другом и с покупателями. Компания официально заявила о масштабировании соответствующего пилотного проекта на федеральную сеть и закупке 1000 очков виртуальной реальности (Pico G2 4K), платформы управления и лицензии. Поставщиками контента станут несколько разных разработчиков.
Вполне вероятно, что подобный способ обучения освоят со временем и другие торговые сети. Ключевая проблема, однако, дороговизна очков виртуальной реальности. Упомянутая разработка Pico, например, в России продаётся за 35 тысяч рублей, и это относительно дёшево на общем фоне. То есть, 1000 таких очков - это 35 млн рублей. Далеко не все могут себе позволить такую роскошь.
Другой ритейлер - "Магнит" - заявил о планах оснастить свои магазины системой бесконтактной оплаты Selfietopay, где терминалы будут сканировать лицо покупателя и списывать суммы с его счёта. То есть, речь идёт буквально о "торговле лицом": необходимость использовать бумажные купюры и пластиковые карты отпадает, не говоря уж о контактах с продавцами. Пользователю, впрочем, потребуется скачать специальное приложение на телефон и просканировать собственное лицо, чтобы использовать биометрические данные для оплаты.
Эта система сегодня уже используется в пиццериях Papa John's и кофейнях Cofix.
Есть, правда, вопрос относительно того, насколько защищён такой способ от манипуляций - например, от попыток использовать фотографии и прочие приёмчики из "Миссия невыполнима".
В конечном счёте вектор очевиден: автоматизация, интеллектуализация, дистанция - вот три кита, на которых выживает на данный момент ритейл, в особенности крупный.
Что будет дальше? Давать оптимистичные прогнозы сейчас непросто: каковы будут экономические последствия "самоизоляции", станет ясно в ближайшие месяцы; пока же всё указывает на дальнейшее падение благосостояния людей, а рост цен и так уже весьма заметен. Вдобавок растёт безработица, и пока ритейлеры бодро рапортуют об автоматизации, у рядовых работников она никакого оптимизма не вызывает.
Но в стратегической перспективе инновационные технологии - это не только инструмент развития, это ещё и залог выживания в высококонкурентной среде. Причём в равной степени и для крупных, и для малых ритейлеров. Последние, понятное дело, находятся в куда более уязвимом положении, но как раз технологии могут обеспечить им большую упругость в кризисной обстановке.
https://vistanews.ru/tehnika-i-tehnologii/323041