ИСТОЧНИК

Алексей Кузовкин об электронной трансформации госсектора в 2020 году. Государство как сервис.

В словарях понятие "государство" обычно описывается как форма организации общества на определённой территории плюс инструментарий, который для такой организации необходим, - в том числе, законы, аппарат управления (чиновничество) и принуждения (полиция, спецслужбы), а также налоги и сборы, обеспечивающие функционирование госаппарата.

Притом, что единого научного определения, что такое государство, так и не придумали, существует некоторый консенсус относительно форм взаимоотношений государств со своими гражданами, а точнее, того, что именно государство - по крайней мере, ориентированное на хотя бы относительную справедливость в распределении ресурсов, - должно делать в обмен на налоги, собираемые с населения и бизнеса.

Речь идёт об услугах. По сути дела, государство само по себе - это поставщик услуг для населения: формирование единого правового поля, защита территорий, борьба с преступностью, развитие транспорта и другой социальной инфраструктуры - всё это услуги, являющиеся основным содержанием функций государства, на осуществление которых оно собирает налоги. Есть, конечно, и другие точки зрения, - например, что государство - самоценная сущность, а налоги - инструмент контроля населения, но к рациональному мышлению эта мифология имеет исчезающе малое отношение.

На более приземлённо-практичном уровне оказание услуг государством сегодня - это весьма обширный, но в целом конечный перечень алгоритмов взаимодействия между госорганами и гражданами. Большая часть этих алгоритмов реализуема с минимальным участием человека - основную часть работы возможно автоматизировать.

В России получение услуг от государства - таких базовых, как оформление документов на недвижимость, например, - долгие годы имело скорее негативный оттенок: получение документов во множестве разных инстанций, отстаивание многочасовых, а то и многодневных очередей, которые надо было занимать с четырёх утра, препирательства участников очереди с работниками "в окошках", - сейчас, когда это по большей части стало делом прошлым, становится особенно очевидно, насколько это было ненормально.

Для реализации сегодняшней парадигмы - в виде многофункциональных центров (МФЦ), портала "Госуслуги" и т.д. - потребовалось проделать колоссальную работу, которая растянулась на долгие годы. Информатизация госорганов - инициатива "Электронное правительство" - формировалась с начала 2000-х; реализация программы "Электронная Россия" должна была начаться ещё в 2002 году, однако реальная разработка и практическое внедрение начались только в конце предыдущего десятилетия. В целом потребовалось произвести оцифровку колоссальных объёмов данных, затем обеспечить единство форматов данных в базах разных ведомств - это была крайне непростая задача, учитывая, что такие базы формировались "органически" на протяжении многих лет; при этом вероятность того, что однажды понадобится их интегрировать с БД других ведомств, изначально и не рассматривалась. В итоге модернизация и интеграция друг с другом разрозненных баз разных ведомств и обеспечение им возможности обмена данными заняло очень продолжительный срок.

Но вот на дворе 2020 год. В стране функционирует единый портал "Госуслуги", есть и региональные порталы, Московский, вообще считается одним из самых передовых по количеству и разнообразию предоставляемых услуг, через них теперь возможно получение всего или почти всего перечня услуг, ради которых прежде приходилось обивать много порогов и отстаивать очереди, - иными словами, терять до нескольких дней жизни ради "гербовой бумажки".

Запись на приём к врачу? Получение прав на управление транспортными средствами? Получение загранпаспорта? Восстановление документов? Проверка задолженностей? - Всё это сегодня делается, полностью или частично, из дома, через компьютер или даже смартфон.

По мере того, как растёт количество доступных услуг, они группируются в тематические суперсервисы, дополненные предикативными алгоритмами, которые будут подсказывать пользователю возможные действия при обращении к порталу. Именно они должны будут стать ключевым нововведением 2020-го, и задать тенденцию для дальнейшей автоматизации государственных сервисов, повышения их эффективности и сокращения издержек - временных и материальных - и для госаппарата, и для граждан.

Да, не всё и не всегда работает идеально: у всех на слуху ситуация, когда были анонсированы выплаты на несовершеннолетних детей в связи с пандемией коронавируса, и соответствующих раздел портала начал работать со сбоями. По-видимому, из-за перегрузки и несогласованности действий разных служб.

Да, приходится признавать, что Федеральная целевая программа «Электронная Россия», изначально запланированная к реализации в 2002–2010 годах, не полностью реализована до сих пор; и то же можно сказать о государственной программе «Информационное общество». Эксперты ВШЭ ещё год назад опубликовали крайне некомплиментарный анализ происходящего на этом направлении.

Но работа, тем не менее, продолжается, и её никак нельзя назвать нерезультативной. У граждан уже поменялись представления о том, какой уровень цифрового сервиса со стороны госорганов является минимально для них приемлемым, и запросы будут только расти.

Но есть один аспект, который вызывает серьёзную озабоченность: речь идёт об "изолированности" бизнеса от участия в оказании госуслуг. Безусловно, есть отдельные примеры эффективного привлечения бизнеса, например, ГК «Армада» еще в начале этого десятилетия реализовала несколько проектов, которые в разы позволили ускорить и упростить процесс для всех вовлечённых сторон. Единственное, что мешает распространить это положительный опыт на все сферы - это бюрократические препоны.

Например, представителям бизнеса - кроме банков – сейчас закрыт доступ в Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Доступ к Единому порталу государственных услуг ограничен настолько, что всё приходится делать вручную - для массовой работы это не годится. Развитию госсервисов это тоже не способствует.

Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время эта проблема будет решена. На подходе упомянутые уже суперсервисы, а их потенциал развития оказывается ограничен именно потому, что предполагает взаимодействие только по линии "гражданин-государство", бизнес как будто остаётся за скобками, хотя в действительности в стране немало коммерческих предприятий, кто и заинтересован, и реально способен оказать содействие в развитии госсервисов.


https://monavista.ru/news/aleksej_kuzovkin_ob_elektronnoj_transformacii_gossektora_v_2020_godu._gosud/